Для тех, кто имеет электромобили и желает заряжать их на паркинге многоквартирного дома произошли революционные изменения.
Во-первых, приказом от 9 октября 2023 г. N 1035 «О признании утратившим силу силу приказа МЧС России» от 17 декабря 2021 г. N 880 был отменен СП 506.1311500.2021, про который я писал здесь.
Во-вторых, приказом Минстроя от 5 октября 2023 года №718/пр утвержден новый СП 113.13330.2023 «Стоянки автомобилей»
Новый СП начал действовать с 5-го декабря 2023 года.
И это все меняет для владельцев электромобилей.
Рассмотрим, какие новые требования по пожарке:
6.2.12 В закрытых стоянках автомобилей часть помещения, содержащая машино-места с оборудованием для зарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей, должна быть выделена в отдельную пожарную секцию площадью не более 1200 м2 одним из следующих способов:
– противопожарными перегородками 1-го типа;
– зонами (проездами), свободными от горючей нагрузки, шириной не менее 8 м;
– зонами (проездами), свободными от горючей нагрузки, шириной не менее 6 м с устройством посредине зоны дренчерной завесы в одну нитку с расчетным числом оросителей при обеспечении по всей длине удельного расхода 1 л/(с*м) или автоматически опускающимися при пожаре на расчетную высоту противодымными экранами (шторами).
Но самое главное:
Выделение машино-мест с оборудованием для зарядки не требуется:
– в помещениях закрытых стоянок автомобилей площадью не более 1200 м2;
– в помещениях площадью более 1200 м2, если общее число указанных машино-мест не превышает 10.
Т.е. на паркингах площадью менее 1200 м2 не нужно выстраивать отдельную противопожарную секцию для зарядок электромобилей.
При этом даже на паркингах свыше 1200 м2 этого не нужно делать, если числи зарядок будет менее или равно 10.
Поспешите, уважаемые владельцы электромобилей. Вам необходимо оказаться в числе 10-ти счастливчиков 🙂
6.2.30 В закрытых стоянках автомобилей машино-места с оборудованием для подзарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей должны быть оборудованы автоматическими установками пожаротушения независимо от площади.
С этим все более менее понятно. На паркингах современных зданий всегда есть система пожаротушения.
Смотрим далее специализированный раздел 7.10 Парковочные места для электромобилей и гибридных автомобилей.
7.10.2 Машино-места для электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей, оснащенные оборудованием для зарядки, допускаются на открытых площадках, а также в открытых и закрытых стоянках автомобилей классов конструктивной пожарной опасности C0, С1 (за исключением механизированных и полумеханизированных стоянок). При размещении указанных машино-мест в закрытых стоянках автомобилей ниже первого подземного или подвального этажа допускается только зарядка автомобилей с номинальным током до 32 А (медленная зарядка) и с аккумуляторами, не выделяющими при зарядке и эксплуатации горючие газы.
При выборе зарядке нужно учитывать, что на подземном паркинге вы сможете использовать исключительно медленную зарядку с током не более 32А!
7.10.14 Зарядные устройства должны обесточиваться при срабатывании системы пожарной сигнализации и (или) АУПТ.
7.10.15 Доступ к зарядным устройствам должен быть непубличным, активирование зарядной станции должно быть возможно только с помощью специальной карты доступа, мобильного устройства посредством Wi-Fi подключения в режиме «Ad-hoc» (режим «точка–точка») или посредством технологии Plug and Charge (ГОСТ Р 58122)
Ну в этом в первую очередь сами владельцы зарядок заинтересованы, если у них нет желания заряжать электромобили соседей 🙂
Идем далее…
Сами требования к установке зарядных станций на машиноместе указаны в разделе 8 рассматриваемого СП.
8.4.10 При устройстве в стоянке автомобилей, в том числе при хранении автомобилей в боксах, мест для зарядки электромобилей (зарядных колонок, станций) необходимо учитывать следующие положения:
– места для зарядки располагают вдоль проездов для автомобилей и проходов для людей;
– степень защиты оболочки электрооборудования, применяемого для зарядки электромобилей, должна быть не менее IP44;
– электрические сети следует оснащать автоматическими выключателями и устройствами защитного отключения, управляемыми дифференциальным током;
– электрооборудование, применяемое для зарядки батарей электромобилей, следует автоматически обесточивать при получении сигнала о срабатывании систем противопожарной защиты.
Тут все достаточно обычно, кроме подключения зарядной станции к системе противопожарной защиты. При этом не указано, что данная противопожарная защита должна быть централизованной защитой по зданию.
Полагаю, что, чтобы реализовать данный пункт достаточно установить отдельные пожарные датчики над машиноместом.
Но это вопрос к проектировщикам.
8.4.11 Проектирование зарядных колонок (станций) для транспортных средств следует осуществлять с учетом ГОСТ Р МЭК 61851-1, ГОСТ Р МЭК 62196-1.
Итого: наконец то у нас есть понятный, а самое главное реализуемый СП.
Но все равно остаются проблемы с Управляющими компаниями, с сетевыми организациями и т.д.
Так что, если вам необходима зарядка на паркинге, то добро пожаловать ко мне.