В России все больше граждан приобретают электромобили, а их необходимо где-то заряжать.
Разумеется, что существует сеть уличных зарядных станций, но пользоваться ими неудобно. Большинство владельцев электромобилей планирует заряжать их ночью, а значит заряжать их надо на паркинге.
И, если вы живете загородом в частном доме, то установить зарядную станцию не так уж и сложно. Дело только за финансами.
А вот установить зарядную станцию на машино-месте в паркинге многоквартирного дома – это очень сложный квест.
Ранее я уже писал об этом здесь.
Сегодня рассмотрим более подробно технические требования СП 113.13330.2023 «СНИП 21-02-99* Стоянки автомобилей» к установке зарядных станций.
Сначала обратимся к разделу III Термины и определения
3.1.7 зарядные устройства (станции, колонки) для транспортных средств с
электродвигателями: Оборудование, подключаемое к сети электроснабжения, выполняющее функции, необходимые для зарядки батареи электромобиля.
Отсюда можно сделать вывод, что СП не делает разницу между стационарными зарядными станциями и переносными зарядками, которые идут в комплекте к электромобилю.
Это все – зарядные устройства.
А значит требования СП обязательны и для нестационарных зарядок.
6.2.12 В закрытых стоянках автомобилей часть помещения, содержащая машиноместа с оборудованием для зарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей, должна быть выделена в отдельную пожарную секцию площадью не более 1200 м2 одним из следующих способов:
– противопожарными перегородками 1-го типа;
– зонами (проездами), свободными от горючей нагрузки, шириной не менее 8 м;
– зонами (проездами), свободными от горючей нагрузки, шириной не менее 6 м с устройством посредине зоны дренчерной завесы в одну нитку с расчетным числом оросителей при обеспечении по всей длине удельного расхода 1 л/(с-м) или автоматически опускающимися при пожаре на расчетную высоту противодымными экранами (шторами).
Выделение машино-мест с оборудованием для зарядки не требуется:
– в помещениях закрытых стоянок автомобилей площадью не более 1200 м2;
– в помещениях площадью более 1200 м2, если общее число указанных машино-мест не превышает 10.
Это означает, что в некоторых случаях только 10 первых счастливчиков смогут установить зарядные станции без дорогостоящих мероприятию, которые подразумевают оснащение паркинга противопожарными перегородками.
Управляющая компания же не будет за это платить.
6.2.30 В закрытых стоянках автомобилей машино-места с оборудованием для подзарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей должны быть оборудованы автоматическими установками пожаротушения независимо от площади.
На паркинге должна быть система пожаротушения. Обычно она уже есть, но стоит проверить. Потому что если системы нет, то это будут дополнительные траты на оборудование.
7.10.2 Машино-места для электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей, оснащенные оборудованием для зарядки, допускаются на открытых площадках, а также в открытых и закрытых стоянках автомобилей классов конструктивной пожарной опасности
C0, С1 (за исключением механизированных и полумеханизированных стоянок). При размещении указанных машино-мест в закрытых стоянках автомобилей ниже первого подземного или подвального этажа допускается только зарядка автомобилей с номинальным током до 32 А (медленная зарядка) и с аккумуляторами, не выделяющими при зарядке и эксплуатации горючие газы.
Устанавливать зарядку ниже первого подземного этажа МОЖНО, но эта зарядка должна быть с силой тока не более 32А (примерно 7 кВт)
7.10.5 Планировка пространства возле зарядной станции должна учитывать:
габаритные размеры электромобиля (приложение А); возможные способы постановки на зарядку; длину кабелей зарядного устройства различных марок электромобилей.
Зарядная станция должна находиться не далее 1 м от площадки, предназначенной для постановки электромобиля в целях зарядки, с учетом габаритов машино-места электромобиля 3 000 × 6 000 мм.
Из этого я делаю вывод, что оборудовать зарядкой можно только машино-места размерам не менее 3 000 х 6 000 мм.
7.10.14 Зарядные устройства должны обесточиваться при срабатывании системы пожарной сигнализации и (или) АУПТ.
Это значит, что зарядную станцию необходимо подключать к пожарной сигнализации или ставить свой датчик.
7.10.15 Доступ к зарядным устройствам должен быть непубличным, активирование зарядной станции должно быть возможно только с помощью специальной карты доступа, мобильного устройства посредством Wi-Fi подключения в режиме «Ad-hoc» (режим «точка–точка») или посредством технологии Plug and Charge (ГОСТ Р 58122).
Это требование сложно удовлетворить при использовании персональной переносной зарядки для электромобиля.
Предлагаю тут использовать умную розетку с управлением по WiFi.
Это основные требования по установке зарядных станций в соответствии с СП 113.13330.2023