Вопрос о подключении газораспределительными организациями потребителей к частным трубам без согласования с собственниками труб уже разрешен. В том числе и на уровне Конституционного Суда России.
Вот определение суда.
Поэтому данный вопрос можно считать решенным.
Однако, оставался вопрос о получении компенсации. Логика здесь следующая – раз газораспределительная организация подключает потребителей к чужим трубам, а не строит свои, то значит она неосновательно обогащается.
Оказывается, что еще в 2022 году Верховный Суд России рассмотрел этот вопрос в Определении №49-КГ22-4-К6 от 26 июля 2022 года.
Некий гражданин построил себе аж 7 километров газовой трубы и потом очень расстроился, когда Газпром Газораспределение УФА стал к этой трубе подключать его соседей без его на то согласие.
И гражданин подал иск в суд с требованием взыскать с Газпром Газораспределение УФА неосновательное обогащение.
Спор дошел до Верховного суда и вот что суды определили.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что при отсутствии в утвержденном для ответчика тарифе затрат на использование спорного газопровода сама по себе транспортировка газа потребителям по газопроводу истца не свидетельствует о наличии неосновательного обогащения на стороне ответчика, не получившего экономически необоснованной выгоды.
С выводами суда первой инстанции согласились суд апелляционной инстанции и кассационный суд общей юрисдикции.
Т.е. логика следующая – Газпром Газораспределение УФА получает деньги за транспортировку газа до потребителей.
Стоимость транспортировки газа входит в тариф на газ, который платят потребители. Но при расчете тарифа за транспортировку газа не учитываются частные трубы, которые не принадлежат Газпрому.
Таким образом, когда потребители платят за газ, то Газпром получает деньги за транспортировку только по своим трубам.
Поэтому неосновательного обогащения не возникает.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Рассматривая дело, суды правомерно пришли к выводу о том, что истцом не представлено суду доказательств того, что при утверждении тарифа для Общества учитывалось использование им данного газопровода.
При таких обстоятельствах с учетом приведенного выше правового регулирования суды пришли к выводу о недоказанности извлечения ответчиком какого-либо дохода или экономической выгоды от использования имущества истца, поскольку при формировании тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям Общества принадлежащий истцу газопровод не учитывался.
Интересно то, что суд исследовал вопрос неосновательного обогащения только исходя из тарифов на потребление газа, но почему то не рассмотрел вопрос о тарифах на технологическое присоединение.
Хотя результат, скорее всего, был бы тем же самым.
Можно было бы рассмотреть вопрос неосновательного обогащения потребителей, которые были подключены к частной трубе, но они не сами себя подключали к трубе, а их подключал Газпром.
Итог – получить какую-либо компенсацию владельцу частной газовой трубы будет затруднительно.
Никогда не стройте свои газовые сети!